Секреты легендарных отелей открываются! Лучшие панорамные виды, блюда по старинным рецептам, номера, в которых жили знаменитости и снималось кино, — некоторые гостиницы сами по себе туристические достопримечательности. В каком отеле фойе похоже на храм, где чувствуешь себя как в летающей тарелке, как попробовать любимый десерт Пушкина.
Гостиница «Метрополь» (Москва)
«Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему» — афоризм Фридриха Ницше опоясывал фасад гостиницы «Метрополь» при ее открытии в 1905-м. Позже на архитектурный памятник модерна нанесли слова Ленина: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала». Главная декоративная деталь фасада — майоликовое панно «Принцесса Греза» Михаила Врубеля. Секреты легендарных отелей
В отеле было 400 номеров с разными интерьерами. Холодильники, телефоны, горячая вода — редкость для начала XX века. Тут же открыли первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр «Модерн», а также ресторан на 1700 мест, работали конторы и издательства. Внутренний декор — Виктора Васнецова и Константина Коровина.
Считается, что именно в «Метрополе» Сергей Есенин объяснился в любви Айседоре Дункан. В разное время тут останавливались Бернард Шоу, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джорджо Армани, Пьер Карден, Элтон Джон, Майкл Джексон, Шэрон Стоун, Катрин Денев.
В отель водят экскурсии, рассказывают о знаменитых постояльцах. «Мы, пожалуй, единственная гостиница в Москве с историком в штате — он присматривает за антиквариатом, которого тут более полутора тысяч единиц», — сообщили в пиар-службе. Бонус — завтрак в ресторане с красивейшим куполом.

Гостиница находилась в ведомственном подчинении Совета министров и считалась лучшей «четверкой» в стране, рассказывает гид Дмитрий Терновский. Гостей встречали в роскошном вестибюле. На втором этаже селили знаменитостей. На третьем постоянно проживал Василий Сталин. Номера на четвертом — для приезжих чиновников, партийных деятелей.


Говорят, в заведении пили шампанское из бокалов с бриллиантами на дне. В прейскуранте была цена за то, чтобы разбить посуду, венецианские зеркала, измазать голову официанта горчицей или заполнить рояль игристым. Правда, документальных подтверждений — полицейских протоколов — таких кутежей нет, уточняет экскурсовод.

Некоторые элементы декора гостиницы использовали при строительстве станции метро «Октябрьская» Кольцевой линии.


«Здесь впервые появились магнитные ключи, зал для боулинга и завтраки по системе «шведский стол», — добавляет руководитель отдела маркетинга отеля Марина Головачева.
Номеров — 1777: больше всего среди российских отелей. Кое-где сохранились советские интерьеры, на втором этаже — арт-пространство. С высоты открывается один из лучших панорамных видов на город, но экскурсии сюда не водят.


Здесь останавливалась: Айседора Дункан, Михаил Булгаков, Сергей Есенин, Герберт Уэллс, Ален Делон, Маргарет Тэтчер, Джорж Буш — старший, Rolling Stones, Rammstein, Depeche Mode.


После революции тут был детский карантинный пункт, в Великую Отечественную — госпиталь. В советские годы гостиница называлась «Европейская».

«Внутри ничего не изменилось: из-за круглой формы сделать что-то сложно. Только линолеум и унитазы поменял, а также поставил двуспальные кровати», — уточнил собственник.


В советское время там были бары, рестораны, кабаре, варьете, вспоминает Дмитрий Терновский. С улицы туда не пускали, но три рубля в руку швейцару позволяли прикоснуться к другой жизни. «Интурист» и «Космос» были самыми недоступными, подчеркивает эксперт. Многие работники были сотрудниками спецслужб.

Гостиницу «Россия», находившуюся на месте парка «Зарядье», построили в середине 1960-х на подготовленном для восьмой столичной высотки фундаменте. В 2772 номерах селили иностранцев, делегатов партсъездов и прочую советскую номенклатуру. В 1970-е отель попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире. В 2006-м его снесли.

Были инструкции по заселению, вспоминает Дмитрий Терновский, работавший в экскурсионном бюро «России». «Северный корпус, к которому примыкала башня, считался элитным. Туда, а также в западный, окна которого выходили на Кремль, направляли гостей из капстран. Номера в восточном, из которого открывался вид на высотку на Котельнической набережной, давали приезжим из соцстран. Комнаты в южной части гостиницы (с видом на реку) предлагали советским гражданам. Эта сторона считалась наименее престижной: слишком много солнца».
