Отрасль гостеприимства в России активно развивается и наращивает свои обороты, какие тренды отельеров будут наиболее активны в 2025 году.
Российские отельеры подводят итоги 2024 года с позитивным настроением и выражают оптимизм в отношении прогнозов на 2025 год. Согласно исследованию сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, большинство представителей отрасли отметили значительный рост загрузки своих объектов в прошедшем году.
Ключевым каналом продаж по-прежнему остаются онлайн-тревел агентства (ОТА), которые играют важную роль в привлечении новых гостей и увеличении загрузки. Так, 63% отельеров отметили, что менее половины всех бронирований поступает через их прямые продажи. При этом лишь 1% объектов смогли загрузить свои номера более чем на 90% без помощи ОТА.
Более половины опрошенных отельеров признались, что в 2024 году усилили свое присутствие в каналах ОТА, что свидетельствует о важности этого канала для успешного развития бизнеса в условиях меняющегося рынка. В целом, рост загрузки и активизация работы с онлайн-каналами подчеркивают адаптивность и готовность отрасли к новым вызовам.

Увеличение загрузки и цен
По данным опроса более половины отельеров (54%) отметили рост загрузки своих объектов в 2024 году. Половина из них ожидает увеличения на 10-20% по сравнению со средней загрузкой 2023 года, почти треть респондентов говорит о приросте до 10%, а каждый пятый – о росте на 21-30%.
Позитивные тенденции наблюдаются и среди владельцев апартаментов: 45% из них также зафиксировали рост занятости своих объектов.
Что касается прогноза на 2025 год, представители гостиничного сектора смотрят с оптимизмом и ожидают продолжения положительной динамики. Почти половина отельеров (48%) рассчитывает на увеличение занятости своих номеров, при этом основным фактором, способствующим этому, они считают развитие внутреннего туризма.
Каждый третий респондент (38%) уверен, что уровень загрузки останется на уровне прошлого года, в то время как лишь 14% отмечают возможность снижения.
Интересно, что высокий спрос со стороны туристов в 2024 году позволил бизнесу корректировать ценовую политику без ущерба для загрузки. Более 80% отельеров и около 70% владельцев апартаментов сообщили о повышении цен на свои услуги по сравнению с 2023 годом. Большинство из них увеличили стоимость на 5-10% или на 11-20% относительно прошлого года, что свидетельствует о высоком спросе на рынке и о возможности адаптации ценовой стратегии без снижения загрузки.

Отрасль гостеприимства в России
Прямые продажи и сотрудничество с ОТА
Онлайн-тревел агентства (ОТА) продолжают оставаться важным игроком на рынке гостиничного бизнеса и посуточной аренды. Согласно результатам опроса отельеров, две трети респондентов отметили, что прямые продажи составляют менее половины всех бронирований в их гостиницах, при этом лишь 1% способен полностью заполнить свои объекты без участия ОТА.
Цифровизация гостиничного сектора с помощью ОТА продолжает набирать обороты: 62% владельцев апартаментов и 55% представителей гостиниц сообщили о росте доли продаж через онлайн-платформы в 2024 году. Кроме того, каждый третий отельер намерен в дальнейшем расширить своё присутствие на таких площадках.
Несмотря на это, прямая дистрибуция остаётся ключевой стратегией продаж, особенно для гостиниц: в 2024 году 52% отелей инвестировали в развитие собственных веб-сайтов. Среди владельцев апартаментов этот показатель значительно ниже – всего 16%.
Каждый пятый респондент сосредоточился на социальных сетях: 19% отелей и апартаментов ставят перед собой цель увеличить продажи через этот канал.

Комментирует Дарья Кочеткова, управляющий директор Островка
«Мы видим, что отельеры и владельцы апартаментов все более осознанно подходят к управлению продажами. Многие уже научились выстраивать прямую дистрибуцию, однако для поддержания стабильно высокого уровня загрузки работа с онлайн-тревел агентствами остается одним из ключевых направлений. Мы рады быть для отельеров опорой в построении бизнеса – уже 15 лет Островок помогает участникам рынка заполнять свои объекты, повышать доходность и увеличивать лояльность гостей. Кроме того, мы делимся аналитикой, проводим образовательные программы и мероприятия, чтобы давать партнерам эффективные инструменты для роста, а также создаем возможности для обмена опытом между участниками рынка»
Кадровый дефицит в индустрии гостеприимства
Была проанализирована ситуация на рынке квалифицированного персонала в гостиничном секторе. Выяснилось, что кадровый кризис стал одной из основных проблем, с которой сталкиваются отельеры в 2024 году. Почти половина опрошенных (48%) отметила значительный недостаток рабочих рук, в то время как треть респондентов (33%) столкнулась с определенными трудностями, хотя они и не были критическими. Только 19% участников опроса сообщили, что не испытывают проблем с кадрами.
Наибольшая нехватка наблюдается в службах по обеспечению порядка (housekeeping), а также в отделах приема и размещения, питания и инженерно-технических службах.

Отрасль гостеприимства в России
Новый профиль клиента
Исследование также выявило изменения в клиентской базе как отелей, так и апартаментов: в 2024 году наблюдается рост интереса со стороны семейных туристов с детьми и корпоративных путешественников.
Если рассмотреть более подробно, то среди гостей отелей основную массу составляют пары без детей (31%), за ними следуют бизнес-туристы (29%). Доля семей с детьми и индивидуальных туристов оказалась почти равной (18-19%).
В сегменте посуточной аренды ситуация выглядит несколько иначе: здесь основную группу составляют туристы с одним или несколькими детьми (43%), а также пары без детей (42%). Несмотря на то что доля корпоративных путешественников пока составляет лишь 7%, владельцы апартаментов отмечают рост интереса к этому сегменту в 2024 году и видят возможности для его дальнейшего расширения.
Интересно, что иностранные туристы составляют одинаковую долю в аудитории как отелей, так и апартаментов — около 2-3%
Прогноз на 2025 год
Оптимистичные настроения участников рынка подтверждаются их планами: две трети опрошенных владельцев апартаментов для посуточной аренды (57%) намерены расширять свой бизнес и взять в управление дополнительные объекты. Одним из главных трендов 2025 года станет рост корпоративного и семейного туризма: 78% отельеров планируют привлечь больше деловых путешественников, а 39% — гостей с детьми. Отельеры также видят возможности для развития въездного туризма в Россию: 27% участников исследования собираются активнее работать с туристами из Азии и Ближнего Востока, а столько же (27%) намерены сосредоточиться на туристических группах как зарубежных, так и российских. Каждый четвертый респондент заинтересован в развитии событийного туризма и организации праздников, корпоративов или конгрессов на базе своих объектов.
Инвестиции в развитие отелей и апартаментов
Увеличивающиеся ожидания туристов от сервиса становятся движущей силой изменений в индустрии гостеприимства. Отельеры делают акцент на технологиях: в 2025 году каждый второй планирует улучшить цифровые коммуникации с гостями, включая запуск мобильных приложений, внедрение чат-ботов и ответы на запросы через мессенджеры (53%). Примерно такое же количество (51%) планирует обновить инфраструктуру своих гостиниц, а 49% инвестируют в обучение персонала.
Выводы
Исследование подтверждает, что 2024 год стал временем адаптации и роста для гостиничного бизнеса и рынка посуточной аренды жилья в России. Отельеры и владельцы апартаментов активно инвестируют в повышение качества сервиса, внедряют цифровые решения и расширяют каналы продаж для привлечения клиентов. В 2025 году ожидается дальнейший рост рынка, в том числе за счет корпоративного и семейного туризма.
В то же время диверсификация продаж остается в центре внимания как в сегменте классифицированных отелей, так и в малых объектах размещения, поэтому онлайн-тревел агентства продолжат набирать популярность в качестве партнеров для всех типов гостиничного бизнеса, помогая привлекать клиентов и обеспечивать стабильное заполнение объектов.
Читайте также:
Главная новость отельного бизнеса
Электронные замки для отелей iLocks: юбилейное интервью с Джовжыевым Александром
В какие отели можно приехать с животными
Ловушки подстерегающие в отелях. Часть 1
Станица Отрадная Краснодарского края